Философия стоицизма для преодоления жизненных невзгод.
Будь подобен скале:
волны беспрестанно разбиваются о нее, она же стоит недвижимо, и вокруг нее стихают взволнованные воды. Марк Аврелий
В этой статье я хочу познакомить вас с основными принципами стоицизма, которые могут подарить опору в нашем непредсказуемом и сложном мире. Учение стоиков легло в основу современной когнитивно-поведенческой психотерапии, о чём открыто писали её основатели Альберт Эллис и Аарон Бек.
Стоицизм – это одна из древних философских школ, принципы которой удивительно актуальны и сегодня. Стоицизм в наше время переживает уже третий расцвет за всю историю человечества (второй расцвет был ещё в эпоху Возрождения), что говорит о его современности и злободневности поднимаемых им тем.
Стоики, в обыденном представлении, - это суровые и мужественные философы, преодолевающие невозмутимо страдание и не питающие иллюзии относительно себя и мира вокруг. Однако эта суровость является результатом трезвой и честной оценки человеческого положения во вселенной. Стоики предложили практический путь к обретению силы и мудрости, доступный для каждого неискушенного в философии человека, и доказали его истинность своей жизнью. Желающие могут ознакомиться с биографиями и трудами древних стоиков: Марка Аврелия, Сенеки и Эпиктета. Что же проповедовали эти незаурядные мыслители?
1. Знай свой истинный размер. Стоики предлагают нам отказаться от нашей мании величия и претензии на то, что мы являемся центром вселенной. Ведь большинство наших проблем рождаются из агрессивного требования к миру и другим людям, чтобы они соответствовали нашим ожиданиям и удовлетворяли наши желания. Присмотритесь к своим переживаниям. В сердцевине нашего страдания лежит требование, чтобы события разворачивались так, как нам нужно. Мы не умеем принимать реальность того, что происходит и ведём себя как безумцы, когда бунтуем против естественного хода вещей. Мы ненасытны в наших желаниях и капризах, которые пытаемся навязать другим как руководство к действию. Забывая о том, что наши права на что-либо (на успех, благополучие, справедливость, любовь окружающих) в этом мире весьма ограниченны, мы тратим огромные усилия, чтобы подчинить реальность себе любой ценой. В результате такой политики мы чувствуем себя обманутыми, разочарованными и подавленными. Противоядием от этой горячки стоики считали отказ от претензий к миру и принятие реального положения дел, каким бы оно не было. Принятие действительности давало им огромную силу. Отказавшись от претензии на то чтобы мир соответствовал их ожиданиям, стоики пользовались теми возможностями, которые были им доступны там, где они находились. Такой прагматичный подход делал их неуязвимыми перед страхом, гневом и отчаянием.
2. Владей тем, что имеешь. Базовым умением для стоиков является разделение вещей на те, что находятся под нашим контролем, а таких немного, и те, что нам неподвластны. Наше тело, имущество, репутация, карьера, мир вокруг не находятся под нашим контролем. Мы можем контролировать только свои реакции на внешние события, но не сами события; своё поведение, но не результаты поведения. Второй важной идеей стоиков является представление о том, что не сами вещи нас расстраивают, а наше отношение к ним. То, что происходит с нами, не определяет то, как мы себя чувствуем. Именно наша оценка событий придаёт им эмоциональную окраску, а это зависит от нас, как мы оценим ситуацию. Управляя своим внутренним миром, а именно своим разумом, поведением и волей, мы полноправно становимся хозяевами своей жизни. Стоики презирали рабскую зависимость от внешних условий: материального благополучия, комфорта и почестей. Они могли чувствовать себя счастливо, находясь как на вершине власти, как император Марк Аврелий, так и в самом угнетённом положении, как раб и философ-стоик Эпиктет. Капризы фортуны не могли сломить стоика, который нашёл опору во внутренней цитадели своего разума.
3. Практикуйся в несчастье. Изнеженная современная культура требует от нас наслаждаться и избегать боли, парадоксально делая нас несчастными слабаками. Ведь зло и страдание – это неотъемлемая часть жизни, и его невозможно избежать. У нас могут отнять здоровье, деньги, доброе имя и саму жизнь, но мы забываем это в суете дней. Для того чтобы быть готовыми к любым ударам судьбы, стоики регулярно представляли в воображении худшие сценарии развития событий. После этого, они проживали в уме эти «ужасы» и принимали любой исход ситуации в будущем. Когда же стоик был подготовлен в уме и на практике к наихудшему, он мужественно преодолевал любые трудности. Способность идти до конца, несмотря на препятствия и сомнения, достойно терпеть лишения, формируется при нашем согласии встретиться со страданием. Так, если вы боитесь бедности, упражняйтесь в ограничении своих трат уже сейчас. Пробуйте прожить на 1000, 500, 100 рублей в день. Практикуйте бедность ежедневно, и вы будете подготовлены к финансовой нестабильности лучше любого богача. Если вы боитесь отвержения, учитесь жить самостоятельно и рассчитывать только на себя. Задайтесь целью получить пугающий вас отказ и страх улетучится. Получив опыт преодоления препятствий и дискомфорта добровольно, до того как невзгоды придут к нам, мы формируем свою устойчивость к капризам судьбы. Приобретая толерантность (переносимость) к неприятностям, мы становимся живучее и мудрее.
4. Трудности – это условие роста. Стоицизм – это искусство выстаивать в окружающем хаосе с трезвым ужасом. Единственным способом личного развития является решение стоящих перед нами проблем. Удача может свалиться на каждого, но она ничему нас не научит. Нельзя приобрести мускулы без нарастающей нагрузки. Нельзя закалить характер в тепличных условиях. Только трудности показывают нам и окружающим чего мы стоим. Ребёнок растёт и развивается в «зоне ближайшего развития», как сказали бы психологи. Взрослый показывает ребёнку как преодолевать препятствия, как осваивать новые навыки и обходиться с вещами. Двигаясь от самых простых задач к сложным, ребёнок обучается и расширяет свои возможности. Так и жизнь подкидывает нам задачки, которые мы пытаемся разрешить. Если мы не усвоили урок или сбежали с урока, то мы остановились в развитии. Нам недоступны новые возможности, и мы малодушно предали свой потенциал. Неприятности, конфликты, потери, разногласия – это вызовы, в которых кристаллизуется наше мужество быть. Умение не пасовать перед трудностями, презрение к страданию, как изощрённой жалости к себе, отличает стоический подход к решению проблем, который мы можем взять себе на вооружение.
5. Посмотри со стороны. Наши проблемы не казались бы нам такими «большими», если бы мы не считали себя исключительными. Когда что-то неприятное происходит с нами, мы склонны возмущаться: «почему это произошло именно со мной?». Если бы наш друг жаловался бы нам на подобное, мы могли бы ему ответить: «с кем не бывает, не забивай себе голову». Правда в том, что мир не имеет к нам лично никаких претензий и не питает к нашей личности никаких намерений. Зло просто случается. Каждый человек сталкивается с болезнями, неудачами, предательством, потерей близких, тревогой, отчаянием, но мы подсознательно чувствуем, что нас беды должны обходить стороной. Но откуда мы взяли идею собственной избранности? Хорошая новость состоит в том, что раз «shit happens», другие люди знают, как его преодолевать. Вы можете вообразить, как на вашем месте поступил бы другой человек, которого вы уважаете. Как бы поступил на вашем месте Иисус, Будда, Сократ или Моргенштерн? Ещё одним приёмом уменьшения значимости наших проблем является изменение масштаба и перспективы. Играйте со временем и пространством. Как изменится ваша жизнь после неприятного события через год, пять лет, десять? Это действительно настолько значимо? А что если посмотреть на наши «проблемы» с высоты птичьего полёта? Посмотреть на них из космоса? Это совершенно другой важности «проблема», не так ли? Учитесь смотреть на себя и свои переживания с другой оптикой.
6. Будь благодарен и memento mori. Древние постоянно размышляли о смерти и считали философию практикой умирания. Сама смерть нас разрушает, но идея смерти нас спасает. (Ирвин Ялом). Чувствуя, что жизнь конечна и хрупка, и мы внезапно можем умереть в любой день, нам будет боязно откладывать «настоящую жизнь» на потом. Потом может не наступить. Мы – создания на один день, как писал Марк Аврелий. Пульсация жизни и трепет перед её непостижимостью переживает только человек, которые помнит о смерти и держит её в фокусе в сутолоке дней. Когда конечность нашей жизни - это прочувствованная реальность, мелочи становятся мелочами, а мы можем заниматься важными делами, не распыляя себя на тривиальности. Смерть придаёт жизни ценность и очарование. Если временем у нас будет отнято всё, и даже наша жизнь, нам легче чувствовать благодарность за то, что у нас всё ещё есть. Смерть призывает жить интенсивнее и делает промедление невозможным. А много ли у вас осталось времени? Вы уверены?
7. Думай о других. Стоицизм, как может показаться, это не популярная философия для современных эгоцентричных и зацикленных на себе людей. Стоики призывали участвовать в жизни других, строить справедливое государство и приносить пользу со-обществу. Настоящий стоик пользуется своей мудростью для помощи окружающим. Мы нужны другим людям сильными. Просто так нас любить никто не будет. В каком качестве вы хотите быть любимыми и нужными? Если мы думаем о том, как мы можем быть полезны людям, и служим им посильно, значит мы практикуем стоический идеал «искусства жизни». В представлении стоиков, мир является взаимосвязанным творением Божественного порядка. Хорошая жизнь происходит в гармонии с природой вещей. Быть человеком - значит быть связанным с другими и нуждаться в других. Человек должен участвовать в общем благе, иначе он пребывает в отчуждении. Но другие люди также помогают нам в достижении наших личных целей, поэтому отношения с окружающими, какими бы трудными они ни были, требуют от нас труда и вложений. В наших интересах иметь хорошие отношения с людьми. Поэтому, когда мы что-то отдаём, мы делаем это для себя.
Я рад, что вы познакомились с основными идеями и практиками стоицизма. Помните, чтобы получить пользу от этих принципов, необходимо регулярно применять их в повседневных ситуациях. Удобно осваивать одну идею в неделю. Вы можете записать её на карточке, так как вы её поняли, и обращаться к ней каждый раз в стрессовой ситуации в течении 7 дней. Научившись по-другому реагировать в привычных ситуациях, вы сформируете новое пространство и откроетесь встречным возможностям. Следуйте заветам стоиков и практикуйте свою философию жизни. Кто заинтересовался и хочет глубже изучить тему, отсылаю к прекрасной книге Марка Аврелия «Размышления. Наедине с собой». Желаю вам приблизиться к мудрости древних!